Слова, начинающиеся на ГО

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (20.03/1.04.1809-21.02/ 4.03.1852), великий русский писатель, прозаик, драматург, критик, историк, публицист. Родился в благочестивой патриархальной дворянской семье. По воспоминаниям одного из гоголевских однокашников, религиозность и склонность к монашеской жизни были заметны в Гоголе «еще с детского возраста», когда он воспитывался у себя на родном хуторе в Миргородском уезде и был окружен людьми «богобоязливыми и вполне религиозными». Когда впоследствии писатель готов был «заменить свою светскую жизнь монастырем», он лишь вернулся к этому первоначальному своему настроению. Семья Гоголей, как по отцу, так и по матери, принадлежала к старым казацким родам. Атмосфера веры и христианского благочестия была присуща как старшим, так и младшим ее членам. На столе постоянно лежало Евангелие, а любимым чтением были Четьи-Минеи, в старинных кожаных переплетах. Быт родового имения с. Васильевка Гоголь изобразил позднее в повести «Старосветские помещики», а прошлое рода нашло отражение в «Тарасе Бульбе». Неподалеку от Васильевки находилась и кочубеевская Диканька, с именем которой в свою очередь связан цикл ранних повестей Гоголя. По семейным традициям, брак родителей писателя был благословлен Божией Матерью. Отцу его, Василию Афанасьевичу, было видение, когда он совершал паломничество к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Ахтырской (ныне находится в США). Во сне ему явилась Царица Небесная и указала на дитя, сидевшее на полу у Ее ног: «...Вот твоя жена». Через некоторое время в грудном младенце, дочери соседей по имени Косяровских, он вдруг, застыв от изумления, узнал те самые черты ребенка, которые показали ему во сне. Спустя тринадцать лет, на протяжении которых Василий Афанасьевич не перестает следить за своей суженой, видение еще раз повторяется, и он просит руки девушки. Молодые были помолвлены, через год была назначена свадьба. Николаем Гоголь был назван в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого его мать, Мария Ивановна, дала обет. Свойственное Гоголю ощущение своего пророческого призвания, очевидно, во многом поддерживалось этими семейными преданиями.

Первоначальное образование будущий писатель получил дома, от «наемного семинариста». В 1818-19 вместе с младшим братом Иваном († ок. 1820) Гоголь обучался в Полтавском уездном училище; летом 1820 готовился к поступлению в Полтавскую гимназию. В 1821 он был принят в только что открывшуюся Гимназию высших наук в Нежине. Обучение здесь, в соответствии с поставленной имп. Александром I задачей борьбы с европейским вольнодумством, включало в себя обширную программу религиозного воспитания. Домовая церковь, общий духовник, общие утренние и вечерние молитвы, молитвы перед началом и окончанием уроков, Закон Божий два раза в неделю, каждый день полчаса перед классными занятиями чтение священником Нового Завета, вечером после занятий чтение книг духовного содержания, ежедневное заучивание наизусть по два-три стиха из Писания, строгая дисциплина — таким был определенный Уставом гимназии почти «монастырский» быт ее учащихся, многими чертами которого Гоголь воспользовался впоследствии при описании бурсацкого обихода в «Тарасе Бульбе» и «Вии» (Нежинскую гимназию он называл даже в шутку «бурсой»).

В конце декабря 1828 Гоголь приехал в Петербург с широкими (и смутными) планами о благородном труде на благо Отечества. Стесненный в материальных средствах, пробует свои силы в качестве чиновника, актера, художника, зарабатывает на хлеб уроками. В печати Гоголь дебютировал дважды. Сначала — как поэт. В 1829 опубликовал стихотворение «Италия» (без подписи) и написанную еще в Нежине подражательную (в духе немецкой романтической школы) поэму «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом В. Алов). Последняя получила в журналах отрицательные рецензии, после чего Гоголь постарался сжечь все имевшиеся у книгопродавцев экземпляры тиража. Второй дебют был в прозе и сразу поставил Гоголя в число первых литераторов России. В 1831-32 вышел в свет цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» — не содержавших уже, в отличие от первого опыта, «ничего германского и прежнего». Гоголь познакомился в то время с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, бароном А. А. Дельвигом, А. С. Пушкиным. Своими повестями он стал известен при Дворе. Благодаря Плетневу, бывшему воспитателем Наследника, в марте 1831 Гоголь вступил в должность младшего учителя истории Патриотического института, находившегося в ведении имп. Александры Феодоровны. Лето 1831 писатель провел на родине, в Васильевке. Проездом в Москве он познакомился с М. П. Погодиным, Аксаковыми, И. И. Дмитриевым, М. Н. Загоскиным, М. С. Щепкиным, Киреевскими, О. М. Бодянским, М. А. Максимовичем и др. Пребывание в первопрестольной послужило ему толчком к размышлениям о принципиальных отличиях между самобытной («старосветской») культурой России и новейшим европейским «просвещением» «цивилизованного» Петербурга, критика которого была развернута им в цикле т. н. «петербургских» повестей. Эти размышления легли позднее, после нескольких лет пребывания Гоголя за границей, и в основу противопоставления «идиллического», «несовременного», но культурно-ценного Рима и духовно-пустого, суетного Парижа в повести «Рим» (1842).

В 1834 Гоголь вместе с его близкими друзьями — Плетневым, Жуковским, Погодиным, Максимовичем, а также С. П. Шевыревым и К. М. Базили — становится одним из первых сотрудников министра народного просвещения С. С. Уварова, провозгласившего в своей Деятельности следование исконным началам Православия, Самодержавия и Народности. Результатом этого сотрудничества стала публикация Гоголем в основанном Уваровым «Журнале Министерства Народного Просвещения» четырех статей, тесно связанных с написанной год спустя повестью «Тарас Бульба», а также поступление адъюнкт-профессором на кафедру всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Начавшееся плодотворное сотрудничество Гоголя с Уваровым было, однако, прервано резким конфликтом, в который вступил с Уваровым в 1835 Пушкин.

В 1835 выходят в свет сборники Гоголя «Арабески» и «Миргород». Экземпляр «Миргорода» он передает Уварову для поднесения имп. Николаю I. Критики были единодушны в оценке таланта Гоголя. Особо среди повестей «Миргорода» они выделили «Тараса Бульбу». Летом того же года Гоголь вновь посещает Москву, Васильевку, отдыхает в Крыму, заезжает в Киев к Максимовичу, где совершает продолжительные прогулки по старому Киеву и его Святым местам. В этом же году он оставляет службу в Петербургском университете и Патриотическом институте, начинает работать над поэмой «Мертвые души», создает комедию «Ревизор». Оба этих замысла имеют непосредственное отношение к проблеме народности, поставленной перед литераторами министром Уваровым. Сам Гоголь так излагал свое понимание народности: «Хорошо возлелеянные в сердце семена Христовы дали все лучшее, что ни есть в русском характере... Для того, чтобы сделаться русским... к источнику всего русского, к Нему Самому, следует за этим обратиться». В этом определении заключается главная, основополагающая идея «Мертвых душ». Смерть души героев поэмы заключается, по Гоголю, в том, что вместо Источника всего русского — Спасителя — его герои, герои «Мертвых душ», обращаются к западному еретическому «просвещению», являются носителями европейского «чужебесия». Выведенные Гоголем типы являются «мертвыми душами» потому, что они неправославны, неверноподданны (в подлинном смысле этого слова) и ненародны. Эти убеждения и определяют основное содержание творчества Гоголя — критику плодов европейского секуляризованного «просвещения» на русской почве (на самом обыденном, бытовом уровне) и утверждение идеалов патриархального русского быта.

19 апреля 1836 состоялась премьера «Ревизора» на сцене Александрийского театра в Петербурге, на которой присутствовал Государь Николай Павлович, разрешивший пьесу к постановке и печатанию. За экземпляр «Ревизора», поднесенный Императору, Гоголь получил бриллиантовый перстень.

6 июня 1836 Гоголь уезжает за границу, предполагая провести там полтора года. Из своих заграничных странствий он вынес глубокое убеждение в великом призвании России как единственной свободной державы в мире, исповедующей Православие. Объясняя свое долгое пребывание вне пределов отечества, Гоголь признавался: «...Из каждого угла Европы взор мой видит новые стороны России». О своей поэме в то же время он писал: «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мертвых душ». Это пока еще тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех... раскрыться в последующих томах...» Разгадка этой «тайны» заключается во многом в том, что в «Мертвых душах», как и в «Ревизоре», выведены Гоголем отнюдь не русские типы, а, по словам самого писателя, «временные, преходящие лица, образовавшиеся среди броженья новой закваски» — представляющие собой результат европейского влияния. Поэтому не только в воспоминаниях о России, но и в непосредственных впечатлениях от Западной Европы, — где главным образом и создавались «Мертвые души», — Гоголь черпал материал для своей поэмы, объездив для этого почти все европейские земли. Представлением о преимущественно западных истоках общемировой апостасии, изображенной в «Мертвых душах», во многом и объясняется патриотический замысел «Тараса Бульбы», вторая редакция которого была написана Гоголем — «возлюбившим, — по его словам, — спасенье земли своей» — одновременно окончанием первого тома поэмы.

Весной 1840 Гоголь отправляется в Рим — предположительно на пять месяцев, однако проводит здесь почти полтора года — до завершения первого тома «Мертвых душ». Тогда же он начинает работу над вторым томом поэмы, продолжение которой было связано с размышлениями писателя о духовном, «небесном братстве» русского народа, его верой в то, что всякий русский человек, подобно самоотверженным запорожцам «Тараса Бульбы», способен «вдруг» «поступить в рыцарство». Осенью 1841 Гоголь возвращается в Россию для издания первой части «Мертвых душ» (1842) и подготовки в печати собрания сочинений (1843), где впервые были напечатаны «Шинель», «Театральный разъезд», вторая редакция «Тараса Бульбы» и др. Во время пребывания в Москве Гоголь получает от преосвященного Иннокентия (Борисова), епископа Харьковского (впоследствии архиепископа), благословение на паломничество в Иерусалим.

В марте 1845 Гоголю от Государя Николая Павловича был назначен трехгодичный пансион по тысяче рублей в год серебром; Наследник Александр Николаевич добавил от себя такую же сумму.

В июне 1845 Гоголь сжигает первоначальную редакцию второго тома «Мертвых душ», пишет завещание, опубликованное впоследствии в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». В связи с сожжением второго тома «Мертвых душ» находится его попытка оставить литературное поприще и уйти в монастырь. 29 июня 1845 Гоголь приехал в Веймар, чтобы обсудить свое намерение с православным священником, протоиереем Стефаном Сабининым, но тот, видя его болезненное состояние, убедил не принимать окончательного решения. В 1846, получив известие о переводе первого тома «Мертвых душ» на немецкий язык, Гоголь писал Н. М. Языкову: «...Этому сочинению неприлично являться в переводе ни в каком случае до времени его окончания, и я бы не хотел, чтобы иностранцы впали в такую глупую ошибку, в какую впала большая часть моих соотечественников, принявшая «Мертвые души» за портрет России».

В начале 1847 выходит в свет книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», замысел которой, как и продолжение «Мертвых душ», был связан с раздумьями писателя над судьбами России и всего мира. Своим проповедническим тоном книга для большинства читателей явилась неожиданностью, а у некоторых из них вызвала резкое неприятие (В. Г. Белинский и др.). Намереваясь объясниться с читателями, Гоголь работает над «Авторской исповедью» и статьей «Искусство есть примирение с жизнью». В начале 1848 из Неаполя он отправляется в паломничество в Святую Землю, где приобщается Святых Тайн у алтаря Гроба Господня.

В апреле 1848 Гоголь возвращается в Россию и, проведя лето на родине в Васильевке, приезжает в Москву, где останавливается у Погодина. Ф. В. Чижов, встретивший в 1848 Гоголя в Киеве после его возвращения из Иерусалима, вспоминал, как тот сказал ему тогда: «...Кто сильно вжился в жизнь римскую, тому после Рима только Москва и может нравиться». В 1850 Гоголь писал А. С. Стурдзе из Васильевки: «Ни за что бы я не выехал из Москвы которую, так люблю. Да и вообще Россия всё мне становится ближе и ближе. Кроме свойства родины, есть в ней что-то еще выше родины, точно как бы это та земля, откуда ближе к родине небесной». Присутствуя в 1851, в день празднования двадцатипятилетия царствования имп. Николая I, на бельведере дома Пашкова в Москве — и глядя на празднично освященную столицу, Гоголь произнес: «Как это зрелище напоминает мне вечный город».

В конце 1848 писатель переезжает от Погодина к графу А. П. Толстому на Никитский бульвар. Дом на Никитском бульваре, принадлежавший графу Толстому (впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода), и стал последним местом земного обитания Гоголя (ныне в этом доме располагается мемориал, посвященный памяти писателя). В 1849 он читает у Смирновой, Шевырева, Аксаковых главы второго тома «Мертвых душ», встречается с архим. Феодором (Бухаревым). 17 — 19 июня 1850 проездом на родину Гоголь впервые посещает Оптину пустынь. Лето того же года он живет в Васильевке, на зиму переезжает в Одессу, где задумывает новое издание своих сочинений. Весной 1851 Гоголь в последний раз приезжает в Васильевку, а на обратном пути в Москву, 2 июня, еще раз посещает Оптину пустынь. Осенью 1851 Гоголь намеревался побывать на Святой горе Афон.

В июле — начале августа 1851 Гоголь читал Шевыреву под большим секретом новые главы второго тома «Мертвых душ»; в сентябре, перед несостоявшейся новой поездкой на родину, — начало книги о Божественной Литургии. 22 сентября выехал из Москвы в Васильевку и около 27 сентября вернулся обратно в Москву, побывав 24 — 25 сентября в третий раз в Оптиной пустыни. Спустя несколько дней, 1 октября, Гоголь посетил Троице-Сергиеву лавру, где встречался со студентами Московской Духовной Академии. 5 ноября 1851 на квартире графа А. П. Толстого он читал московским писателям и артистам «Ревизора».

26 января 1852 последовала кончина Е. М. Хомяковой (жены А. С. Хомякова и сестры Языкова), которая произвела на Гоголя глубокое впечатление. 7 февраля 1852 он едет в свою бывшую приходскую церковь, исповедуется и причащается Святых Христовых Тайн. В ночь с 11 на 12 февраля сжигает рукописи второго тома «Мертвых душ» (черновые наброски отдельных глав этого тома, вместе с рукописями «Размышлений о Божественной Литургии», были обнаружены после смерти писателя в его бумагах). 18 февраля 1852 Гоголь соборовался и еще раз приобщался Святых Тайн. Кончина писателя последовала 21 февраля 1852, около 8 утра. Накануне, поздно вечером, он громко произнес: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!», а последними словами, сказанными им в полном сознании, были: «Как сладко умирать!»

И. А. Виноградов

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ, порядок служб Православной Церкви на протяжении всего года. Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Из всех праздников в году самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть «праздников Праздник и Торжество из торжеств». Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н.ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н.ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых, и в честь бесплотных Сил небесных — ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение, средние же праздники — не всегда.

ГОЛГОФА (арам.: череп), место черепа, лобное место, холм на северо-западе от Иерусалима; место суда и смертной казни; место распятия Иисуса Христа. По христианскому преданию, в Голгофском холме был погребен Адам. Кровь Христа стекала на череп Адама и в его лице омывала все человечество от скверны греха, отсюда изображение черепа — «адамовой головы» — в подножии креста. Голгофа в представлениях Святой Руси — «Пуп Земли», священный центр мира.

ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ мужской скит, Архангельская еп., на Анзерском острове. Основан в 1712; приписан к Соловецкому монастырю. Находящаяся в скиту Голгофская церковь имела два придела: холодный — во имя Распятия Господня и теплый — во имя Успения Божией Матери, в котором на левой стороне почивало в гробнице тело основателя скита, иером. Иова († 1720).

ГОЛИКОВ Иван Иванович (25.12.1886/6.01.1887-31.03.1937), русский художник, мастер декоративного искусства. Используя традиции русской иконописи XVII — XVIII вв., создал утонченный стиль палехской миниатюры: «Тройка» (1930), иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1934) и др.

ГОЛИКОВ Лёня (Леонид Александрович) (1926-1943), русский патриот, разведчик партизанского отряда, действовавшего в Великую Отечественную войну в Новгородской и Псковской обл. Геройски погиб.

О. П.

ГОЛИЦЫН Борис Борисович (18.02.1862–4.05.1916), князь, физик и геофизик, один из основоположников сейсмологии. Решил ряд важных задач теории и практики сейсмологии. Разработал теорию и создал первый электродинамический сейсмограф и ряд др. приборов для сейсмостанций. Исследования по тепловому излучению (магистерская диссертация, 1893) вплотную подвели Голицына к квантовой теории. Глубокий след оставил он в изучении проблемы критического состояния вещества. Обширное исследование в области спектроскопии (докторская диссертация, 1890) не утратило научной ценности до нашего времени. В 1913 Б. Б. Голицын был избран директором Главной физической обсерватории. Он являлся членом комиссии по изучению производительных сил России, ученым специалистом в земельной комиссии, членом Морского союза; составил проект реформы средней школы. Во время Первой мировой войны возглавил Военно-метеорологическое управление, умело организовавшее обслуживание русских армейских частей в период газовой войны, начатой немцами.

ГОЛИЦЫН Василий Васильевич (1643-21.04.1714), крупный политический деятель, полководец, дипломат. Происходил из старинного княжеского рода. Получил хорошее образование, знал иностранные языки.

В царствование Федора Алексеевича (1676–82) Голицын занимал ключевые посты в государстве; был возведен в ранг боярина, заведовал Пушкарским и Владимирским судным приказами. После прихода к власти царевны Софьи (1682) стал фактически первым лицом в аппарате государственного управления. Ему было присвоено звание воеводы и титул «Царственныя большие печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский». Очень умело вел дипломатические переговоры со Швецией, продлив действие Кардисского мирного договора 1661. В 1686 он заключил выгодный для России «Вечный мир» с Польшей.

В 1687 и 1689 совершил два похода на Крымское ханство, пытаясь завоевать его. Крым Голицыным завоеван не был, а русские войска понесли большие потери. Однако эти походы привели к ослаблению и Крымского ханства, и Турции. Голицын был одним из инициаторов отмены местничества. Он пытался реорганизовать дворянскую конницу и стрелецкое войско. Некоторые иностранные источники сообщают, что Голицын вынашивал широкие планы реформ, которые должны были преобразовать Россию.

О. М. Рапов

ГОЛОВАНОВ Николай Семенович (9/21.01.1891–28.08.1953), русский дирижер, пианист, композитор.

В 1909 окончил Синодальное училище; в 1914 — по классу композиции Московскую консерваторию. В 1937—53 — художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Профессор Московской консерватории (1925—48).

Голованов — ярчайший представитель русской дирижерской школы. Его работа в Большом театре (в 1919—28, 1930—36 — дирижер; в 1948—53 — главный дирижер) — эпоха в истории театра. Вдохновенный и требовательный артист, он поднял на исключительную высоту художественный уровень оперных спектаклей. Исполнение Головановым народно-музыкальных драм М. П. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), опер Н. А. Римского-Корсакова и А. П. Бородина принадлежит к вершинным созданиям русского искусства.

И творчеством, и жизненным поведением Голованов утверждал величие и несокрушимость русского духа. В трудные месяцы Великой Отечественной войны, в отличие от большинства именитых музыкантов, он не покинул Москву, исполнением патриотических произведений с оркестром на радио внушая уверенность в нашей конечной победе.

Родной стихией Голованова-дирижера всегда оставалась русская классика. Он создал выдающиеся по глубине прочтения интерпретации симфонических сочинений М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, А. К. Глазунова.

Автор духовных хоров, оперы «Принцесса Юрата», романсов; многие духовные сочинения Голованова становятся достоянием публики только в наши дни.

Э. Афанасьев

«ГОЛОС КАЗАЧЕСТВА», военно-общественный журнал донских казаков патриотического направления, выходил в Новочеркасске, области Войска Донского, с 1911 по 1914. Редактор Холмский.

ГОЛОСЕЕВСКАЯ пустынь, Киевская еп., в окрестностях Киева, приписанная к Киево-Печерской лавре. Основана в 1631 митр. Петром Могилой, устроившим здесь церковь во имя св. Иоанна Сочавского. С 1846 здесь была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

«ГОЛУБИНАЯ КНИГА», памятник древней русской духовности и поэзии, свое название получила от слова «глубина», так как в ней содержалась «глубинка», премудрость знаний о происхождении мира, объяснялись сложные явления природы. Название «Глубина» нередко давалось Псалтири. Будучи первоначально книгой дозволенной, эта «Глубина», или «Голубиная книга», в XIII в. переходит в разряд запрещенных, или т. н. апокрифических. Последнее объясняется тем, что в книге объединились как христианские, так и языческие мотивы.

«Голубиная книга» известна в нескольких списках. Несмотря на некоторые их различия, книгу можно разделить на три части. В первой части, служащей эпическим введением, рисуется обстановка события — появления необыкновенной книги. По одним вариантам, «из-под тучи темныя», по другим — «на славную на Фавор гору, ко чудну Кресту Животворящему, ко Алатырю белу камню, ко честной главе ко Адамовой»; по третьим — «на матушке на святой Руси» выпадает книга голубиная, голубиная, лебединая, Божественная книга евангельская. «И не малая, не великая, долины книга сорок сажен, поперечины двадесять сажен». Около этой книги собираются различные лица: сорок царей, сорок князей, сорок попов и т. д. Вторая часть заключает разговор двух лиц: Волот Волотович (иначе Володимер Володимерович) предлагает вопросы, а Давид Ессеевич отвечает. Первый ряд вопросов касается космогонии. Волот спрашивает, отчего произошли свет, солнце, месяц, зори, звезды, ночи, росы, ветры, гром и дробен дождик. Ответы даются в духе христианского миросозерцания. Источник всех этих явлений — или Бог (Отец), или Христос — Царь Небесный, или Дух Святой Саваоф. В некоторых вариантах дальше идут вопросы о создании человека и сотворении каст. На вопрос о создании человека Давид отвечает: «у нас ум-разум самого Христа; наши помыслы — от облац небесных; мир-народ от Адамия; кости крепкия — от каменя; телеса наши — от сырой земли; кровь-руда наша — от Черна моря». Ответы на вопросы о создании сословий, — по всей вероятности, позднейшая вставка: «оттого у нас в земле цари пошли от святой главы, от Адамовой; оттого зачадились князья-бояры — от святых мощей от Адамовых; оттого крестьяны православные — от свята колена от Адамова». Далее во всех списках идут вопросы о первенстве, или старейшинстве, различных предметов. «Какой царь над царями царь, какой город всем городам отец», и так далее в такой же форме вопросы о Церкви, о горе, море, реке, озере, о рыбе, птице, звере, о древе, траве и камне. Ответы дают следующие указания на первенство: белый царь, Иерусалим, Церковь соборная, или Святая святых Иерусалимская, гора Фавора, Окиян море (в одних списках, потому что обошло вокруг земли; в других, потому что на нем выходит раз в год Церковь соборная, а в ней мощи Клима, Климентьева, папы римского), Иордань-река, кит-рыба, потому что на ней держится вся сыра земля, птица Страфиль, или Естрафиль; зверь-индрик, или единорог, или лев; трава-плакун, пошедшая от слез Богоматери; и, наконец, всем камням мати — камень Алатырь, или Латырь, на котором сидел Христос. Третья часть стиха в «Голубиной книге» передает сон, рассказанный Волотом: спорят правда и кривда, в образе или двух зверей лютых, или двух юношей, или двух зайцев, белого и серого. В некоторых вариантах излагается другой сон, пророческий: у Болота должен родиться сын, а у Давида — дочь Соломония, и они должны сочетаться браком. «Голубиная книга» сыграла большую роль в развитии русского национально-православного самосознания и начал философской мысли (см. также: Алатырь-камень).

ГОМЕЛЬ, город в Белоруссии на р. Сожь. Под 1142 впервые упомянут в летописи под названием «Гомий». В 1335 захвачен Литвой, в 1569 — Польшей. В 1772 возвращен в состав России.

ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ ЗАКОН, закономерность наследственной изменчивости, выдающееся мировое открытие русского ученого Н. И. Вавилова, сделанное им в 1920. Закон показывает одну из важнейших закономерностей развития живого, состоящую в том, что у близких видов и родов возникают сходные наследственные изменения. Пользуясь этим законом, по ряду морфологических признаков и свойств одного вида или рода можно предвидеть существование соответствующих форм у другого вида или рода.

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (6.06.1812-15.09.1891), русский писатель. Родился в купеческой семье. По окончании Коммерческого училища и Московского университета (словесное отделение) служил чиновником в Симбирске и Петербурге. Рано обратился к литературному творчеству (романтические стихи, натуралистические очерки и повести), но в историю русской литературы вошел прежде всего как автор трех романов: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859) и «Обрыв» (1869). Как романист, мастер реалистической прозы, Гончаров прошел сложный путь от антидворянского, резко критического восприятия современной ему действительности до понимания спасительности русского консерватизма и опасности нигилистических тенденций.

ГОРБАНЕВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Написана, по преданию, евангелистом Лукой и принесена вел. кн. Владимиром из Херсона в Киев в 988. Называется она Горбаневской от с. Горбаневки, где явилась. Село же названо так по фамилии купца Горбаня. По историческим сведениям, явление Горбаневской иконы относится к 1-й пол. XVIII в., когда место с. Горбаневки было не заселено и окружено лесом. В этой пустыне жил один казак Горбань. Однажды он отправился на луг косить траву, и вдруг коса его переломилась. Наклонившись к траве, он увидел икону Пресвятой Богородицы и тут же заметил, что конец косы ранил лик Божией Матери под правым глазом, из которого выкатилась слеза. С благоговейным трепетом и со слезами Горбань преклонился, взял икону, отнес в свой дом и заявил о случившемся духовному начальству. Вскоре на месте явления иконы был выстроен деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена найденная икона, а в 1818 устроен был каменный храм, куда и перенесена чудотворная икона. В Полтавской губ. и в других местностях южного края весьма почитается эта икона, множество богомольцем стекается со всех сторон для поклонения Пресвятой Богородице. Горбаневская икона написана на железном листе и украшена серебряной ризой с драгоценными камнями.

Празднуется 30 июня/13 июля.

Прот. И. Бухарев

ГОРБАТОВ, город в Нижегородской обл., в Павловском р-не. Расположен на Оке. Население 3,2 тыс. чел.

Известен с XVI в., город с 1770. Старинный центр производства канатов и веревок. Производство складных ножей, а также строчевышитых изделий. Славится садами (в основном вишневыми, откуда широко распространился сорт горбатовской, или родительской, вишни).

ГОРДОСТЬ, гордыня (общеслав.: глупость, дурь), один из смертных грехов, превознесение над другими, спесь, чванство. Первая ступень гордости — тщеславие, когда гордец еще нуждается в похвале и одобрении других. Развитая гордость презирает чье-либо мнение. Гордость — грех сатаны. «Гордость, — писал Н. О. Лосский, — есть себялюбие, не допускающее никакого превосходства других существ над собою, никакого подчинения чужой воле». В понятиях Святой Руси гордец воспринимался как глупый, недалекий человек, его не любили и даже презирали: «Гордым быть — глупым слыть», «Спесь не ум», «Спесь в добро не вводит», «Спесь не к добру ведет», «Во всякой гордости черту много радости», «Чванство не ум, а недоумье», «Гордый покичился да во прах скатился».

Святая Русь противопоставляет гордости понятия чести (достоинства) и смирения. «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать», «Честь превыше всего», «Бесчестье хуже смерти».

О. Платонов

ГОРЕ, состояние, противоположное счастью, бедствие, скорбь, кручина. В Понятиях Святой Руси высокое очистительное чувство, возвышающее истинно православного человека. «Больше горя, ближе к Богу», — говорит народная пословица. «Горе с тобой, беда без тебя», «Дальше горе, меньше слез». «Злато плавится огнем, а человек напастями» («Моление Даниила Заточника», XII в.). «Только горе открывает нам великое и святое, — писал В. В. Розанов. — До горя — прекрасное, доброе, даже большое. Но никогда именно великого, именно святого».

О. Платонов

ГОРЕЛИНЫ (Гарелины), крупные русские предприниматели из крестьян. Родоначальник Иван Матвеевич Горелин († н. XIX в.) нажил капитал на торговле полотном, купил полотняную мануфактуру, оснастил ее лучшей техникой. Яков Петрович Горелин (1820–90) не только продолжил семейное дело, но и внес значительный вклад в изучение русской истории и этнографии, а также передал в Румянцевский музей ряд ценных исторических актов и документов.

ГОРИЦКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ женский монастырь, Новгородская еп., в окрестностях Кириллова, на гористом берегу р. Шексны. Основан в 1544. В монастыре находилась Владимирская икона Богоматери и хранилась замечательная плащаница, подаренная Александром I; эта плащаница шита гречанками и была предназначена для патриаршей церкви в Константинополе.

ГОРНЕЕ МЕСТО. — См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

ГОРНЕ-УСПЕНСКИЙ женский монастырь, Вологодская еп., в Вологде на правом берегу р. Вологды, на «Горе». Основан в 1590. Соборный храм Успения построен в 1691-99. При монастыре были устроены живописная мастерская и школа рукоделия. К нему приписана Николаевская Озерская пустынь, в Грязовецком у., при истоке р. Комелы из Николаевского озера. Основана в 1534 прп. Стефаном Озерским. Здесь покоились под спудом мощи основателя монастыря в приделе его имени и находилась икона св. Николая Чудотворца, написанная прп. Дионисием Глушицким и принесенная прп. Стефаном.

С. В. Булгаков

ГОРОДЕЦ, город в Нижегородской обл., центр Городецкого р-на. Расположен в Заволжье, на левом берегу Волги. Городец связан с Нижним Новгородом автодорогой (через Заволжье, по плотине ГЭС). Население 33,8 тыс. чел.

Основан во 2-й пол. XII в. (по одним данным, кн. Юрием Долгоруким в 1152, по другим — в 1172) как крепость. В 1263 здесь в Федоровском монастыре умер Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды во Владимир. В XIV в. был столицей удельного княжества, затем в составе Великого Нижегородского княжества. В 1408 разрушен монголо-татарами. В XVII в. рядом с городищем возникла Верхняя Слободка, давшая начало селу Городец. В к. XVIII — н. XIX в. центр старообрядчества, в XIX в. крупное торгово-промышленное село (торговля зерном, разнообразные ремесла — кузнечное, литейное, кожевенное, красильное, пряничное).

Городец и окрестные деревни славятся старинными художественными промыслами — резьбой (архитектурные детали, пряничные доски) и росписью по дереву (т. н. городецкая роспись, со 2-й половины XIX в. — прялки, игрушки, мебель).

ГОРОДИЩЕ, город в Пензенской обл. Расположен в центр, части Приволжской возвышенности, на р. Юловке (приток Суры). Население 8,6 тыс. чел.

Основан в 1681 как крепость. Построен на месте Юловского городища (XI-XIII вв.). По мнению некоторых археологов, на его месте находилась столица Буртасского княжества, входившего в состав Волжской Булгарии. Город с 1780.

ГОРОДНИЧИЙ, представитель местной администрации в Московском государстве, позднее в Российской Империи (до 1862). Ведет начало с 1-й пол. XVI в. — от городового приказчика. С 1775–82 возглавлял административно-полицейскую власть в уездном городе. В XIX в. городничими чаще всего назначались уволенные с военной службы из-за ранения офицеры.

ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ, в XV-XVII вв. казаки, несшие гарнизонную и пограничную службу на южных и восточных границах Русского государства. Принадлежали к категории служилых людей по прибору. Городовые казаки не имели единой военной организации, служили на конях, со своим оружием и запасами. Прекратили свое существование в XVIII в., войдя в состав однодворцев.

ГОРОДОВЫЕ ПРИКАЗЧИКИ, в Русском государстве XVI в. выборные из среды уездных служилых людей правители городов и уездов; подчинялись наместникам. Ведали делами служилых дворян, строительством и ремонтом крепостных сооружений, боеприпасами, сбором податей, отбыванием натуральных повинностей. В военное время выполняли функции военных комендантов. После появления в городах воевод стали ими назначаться из дворян.

ГОРОХОВЕЦ, город во Владимирской обл., центр Гороховецкого р-на. Расположен в Волжско-Окском междуречье, на правом берегу Клязьмы. Население 16,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1239 как опорный пункт на востоке Владимиро-Суздальского княжества. В к. XIV — н. XV в. в составе Московского княжества. Как крепость существовал до 1619. Наивысшего расцвета Гороховец достиг в XVII в.; развиты были кожевенное, прядильное, кузнечное ремесла. В XIX в. торговый центр с.-х. района (зерновые, лен и др.).

Архитектурные памятники: Никольский монастырь (осн. в 1643) с Троицко-Никольской церковью (1681-86), Воскресенская церковь (посл. четв. XVII в.), Благовещенский собор (1700), Сретенский монастырь со Сретенской церковью (1689); каменные двухэтажные купеческие дома 2-й пол. XVII в. и др.

ГОРЧАКОВ Александр Михайлович (4.06.1798-27.02.1883), русский дипломат и государственный деятель, канцлер (1867). Происходил из древнего рода ярославских князей-рюриковичей, учился в Лицее вместе с А. С. Пушкиным, всю жизнь прослужил по дипломатическому ведомству, был чрезвычайно образован, знал несколько языков. С апреля 1856 министр иностранных дел. Резко изменил внешнюю политику России от «дворянского интернационализма» к защите сугубо национальных интересов ослабленной после поражения в Крымской войне державы. Девиз Горчакова в начале своей деятельности — «Россия сосредотачивается» — стал незыблемым принципом его политики. Путем хитроумных комбинаций, дипломатического мастерства, настойчивости ему удалось достичь главной цели — добиться отмены опасных и унизительных для страны запрещений иметь военный флот на Черном море (1870). Понимая опасность в создании агрессивной Германской империи, правильно определил противовес — союз с Францией. Провел реформу дипломатической службы, которая полностью сохранялась до 1917, а по сути, сохраняется и до настоящего времени.

С. Семанов

ГОРЧАКОВ Михаил Константинович († после 1940), князь, русский общественный деятель и издатель, основатель в Париже русского патриотического издательства «Долой зло!» (1920-е-30-е), стоявшего на позициях борьбы с иудейско-масонской идеологией. Горчаков, в частности, выпустил книги Н. Е. Маркова «Войны темных сил», В. В. Розанова «Жертвенный убой», а также «Сионские протоколы».

ГОРШОК, кувшин — наиболее ритуализованные предметы домашней утвари. Связаны с символикой печи и земли; осмысляются как вместилище души и духов. Наиболее активно использовались в обрядах, связанных с культом предков, в частности в похоронных обрядах.

Важнейшей особенностью горшка, кувшина и посуды в целом является их антропоморфизм, что проявляется и на уровне лексики (горло, ручка, носик и т. п.), и в том, что посуде приписываются рождение и смерть (зачин загадки-притчи XVII в. о горшке: «Взят от земли, яко же Адам...»). Параллелизм между судьбой человека и горшком проявляется в обрядах битья посуды, отмечающих переломные моменты в жизни человека (рождение, свадьба, похороны), а также во фразеологии и поверьях. В Гомельской обл. полагали, что если горшечник проедет по селу на Святках, то девушек не будут брать замуж, поэтому они крали у него горшки и били их, «чтобы не сидели девки, как горшки»; каргопольское «ломаный горшок» (о брошенной жене), ростовское «девки — посуда аховая: и не увидишь, как разобьется» и т. п.

На Украине горшки (и посуда) различались по «роду» и «полу». В Харьковской губ., покупая новый горшок, его постукивали и прислушивались к звуку. Если звук глухой, то это горшок — борщ в нем не будет удаваться. Если же звук тонкий, звонкий, — горщица, все сваренное в нем будет вкусно. В Подольской губ. воду для купания мальчика грели в кувшинах, а для девочки — в горшках; в Киевской губ., наоборот, воду для девочки грели в кувшинах, «шоб стан тоненький був».

Особенно устойчиво в языке, поговорках и поверьях горшок отождествляется с головой человека (выражения типа «голова как пустой горшок»). В Костромской губ. горшок надевали на голову при изготовлении святочной маски «быка». На Украине и в Польше новый горшок надевали на голову, чтобы обмануть беса или ходячих покойников.

Печь и пространство около нее, где помещаются горшок и другая посуда, связаны с культом предков, с «тем светом». По поверьям Полтавской губ., горшок из печки нельзя обтирать «суконкою» или «запаскою», иначе покойные родители уйдут из хаты. В Витебской губ. человек, посетивший покойника или встретивший похоронную процессию, по возвращении домой дотрагивался до горшка или печи, чтобы смерть касалась их, а не людей.

Наиболее архаические черты имеет использование горшка в качестве урны в похоронных обрядах, для которых характерны переворачивание и битье посуды. Согласно «Повести временных лет» (н. XII в.), радимичи, вятичи и северяне сжигали своих мертвецов «и посемь собравше кости вложаху в судину малу, и поставляху на столпе на путех».

Как отголоски древнего восточнославянского похоронного обряда можно рассматривать такие действия, как помещение в гроб сосуда с пищей, битье горшка при выносе покойника из дома и в других ситуациях, оставление на могиле перевернутого горшка. В Киевской губ. в гроб с покойником клали хлеб, горшок с кашей и графин с водкой. В других местах на Украине в гроб ребенку ставили кувшин с молоком, а взрослым — горшок с водой. В Пинском у. за гробом несли в горшке освященную воду, которой окропляли могилу, остатки воды там же выливали, а сам горшок, перевернув вверх дном, ставили в головах покойника сверху могилы для того, чтобы ему на «том свете» было чем пить воду. В Олонецкой губ. горшок с углями был непременным атрибутом похоронной процессии; после похорон горшок ставили на могиле вверх дном, и угли рассыпались (обычай «греть покойников»),

В России горшок, из которого обмывали покойника, как и другие связанные с ним предметы — мыло, гребень, солому, относили на перекресток, на рубеж с другим селением, на чужое поле, закапывали во дворе, в доме, бросали в реку, вешали на высокий кол изгороди. Если умирал хозяин, то горшок, из которого его обмывали, закапывали под красный угол, чтобы не переводился домовой; если второстепенное лицо — то относили на рубеж поля, «чтобы покойник не являлся и не стращал».

В Полесье широко распространено поверье о том, что в наказание за воровство горшков человек осужден на том свете носить горшок или черепки — в руках, на боку или в зубах; тому, кто крадет посуду, в ином мире закроют глаза черепком или ему придется пролезть сквозь горшок.

Связью горшка с идеей смерти, возможно, обусловлена и их связь с темой сна и бессонницы. По украинским, чешским и моравским поверьям, если оставить ложки в горшке или миске, то ночью будет мучить бессонница. Чтобы хорошо спалось, у чехов и мораван советовали перевернуть горшки на стол или на полку.

Архаический характер имеет и закапывание горшков. По сведениям так называемого «Каталога магии Рудольфа» (сер. XIII в.), в новых домах закапывали в разных углах дома, в том числе и за печью, горшки, наполненные разными предметами в честь «домашних богов». На территории Польши, Чехии, Словакии, России и др., по археологическим данным, был широко распространен обычай закапывать под фундаментом дома, а также в ямах во дворе и в саду горшки и другую посуду с различной пищей, — по-видимому, остатками обрядовых трапез. В Вятской губ. закапывали в землю или топили горшок с остатками курицы-«троецыплятницы».

На Украине девушки закапывали горшок с кашей на месте, где собиралась деревенская «улица», чтобы туда притянуло парней. Закапывание горшка с медом или вареной пшеницей в доме или на пасеке широко практиковалось в пчеловодческой обрядности украинцев.

В поверьях горшок и другие сосуды связаны с атмосферными осадками и небесными светилами. У украинцев, русских и поляков ведьмам приписывается способность красть с неба месяц, звезды, а также росу и дождь и прятать их в горшках или кувшинах. По украинским поверьям, ведьма крадет с неба Венеру и прячет ее под новым горшком, чем вызывает длительную засуху. В Курской губ. затмения объясняли тем, что ведьмы снимают солнце, луну и звезды и прячут их в кувшины. В Житомирской обл. говорили, что их «ведьма в горшке взяла».

В Белоруссии и в Польше горшок, повешенный на забор, должен был уберечь кур от ястребов. В Покутье битый горшок или старая одежда и шапка, надетые на палку, призваны были защитить посевы не только от воробьев, но и от сглаза. В Вятской губ. в Великий четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежала со старым горшком в руках на огород и опрокидывала горшок на кол, где он и оставался в течение всего лета; считалось, что он предохраняет кур от хищных птиц. Отбитое горло кувшина, горшок без дна служат у русских воплощением куриного бога.

Горшок, кувшин и др. сосуды широко использовались в народной медицине, в магических обрядах и гаданиях. У белорусов, украинцев, поляков и мораван сажали летучую мышь в просверленный новый горшок и закапывали его в муравейник; косточки из ее скелета впоследствии использовали в любовной магии. Согласно украинскому сборнику суеверий (1776), если посадить в горшок или в кувшин жабу и поставить в муравейник, то среди ее костей можно найти камешек, способный исцелить укушенное насекомыми место. Болгары клали в новый горшок вещи и волосы человека, который находится далеко от дома, и пекли горшок в печи, чтобы человек затосковал и вернулся обратно.

У русских и белорусов при переходе на новоселье использовали горшок для того, чтобы перевезти домового на новое место. Русские переносили в горшке жар из старого дома, приглашая «дедушку» домового в новую избу; там высыпали угли в печь, а сам горшок разбивали и ночью закапывали черепки под передний угол.

А. Л. Топорков

ГОРЫНЯ, ДУБЫНЯ и УСЫНЯ, три богатыря-великана русских сказок. Наделены сверхъестественной силой. Горыня захватывает целую гору, несет в лог и верстает дорогу или «на мизинце гору качает, горы сворачивает». Дубыня «дубье верстает: «который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок — из земли тянет» или «дубье рвет». Усыня «спёр реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает», «одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут».

ГОСПОЖИНКИ (Оспожинки), празднование Успения Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева в церковных наших книгах часто называется Госпожою; отсюда у русского народа самый праздник Успения, посвященный Божией Матери, получил имя Госпожинок, Госпожи, Госпожина дня и т. п. Употребление некоторых из этих названий исстари известно в наших летописях; так, например, в Никоновской летописи (1132) читаем: «Изяслав Мстиславич приеха в Киев на Госпожин день», т. е. 15 августа. Но так как эти названия могли быть общими и для других праздников в честь Пресвятой Богородицы, то для различия их в этом случае между собою наши предки назвали один из сих праздников, Успение, Госпожою, Госпожою первою, а другой, день Рождества Богородицы, 8 сентября, — Госпожиною, Госпожою второю. Еще Св. Дева весьма часто именуется на церковнославянском языке Пречистою; отсюда наш народ и праздник Успения Божией Матери называет Пречистою, и опять: для отличия его от другого праздника в честь Св. Девы — 8 сентября первый из указанных дней, т. е. 15 августа, зовется обыкновенно Пречистою первою, а этот последний — второю. Собственное имя праздника — Успение — заменяется у народа именем «Сиденье». Так как около праздника Успения крестьяне оканчивали жнитво хлеба и это окончание у них было известно обыкновенно под именем Спожинок, Опожинок, Дожинок, то и самый праздник Успения Божией Матери называется Оспожинками. На праздник Успения, когда все поспевает и все собирается, крестьяне приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для церковного благословения и освящения. К празднику Успения Богородицы крестьяне устраивали общие складчины, варили миром пиво, забивали баранов, пекли пироги, сзывали родных и соседей и вообще задавали себе и другим хлебосольный пир. В старой Руси в этот день бояре угощали своих крестьян, дарили их разного рода подарками, деньгами и вообще праздновали очень весело и радушно всем миром окончание жатвы. Отсюда-то ведут свое начало старые названия этого праздника — Успенщина или Дожинки. Так как в жатвенных работах главным образом участвовали женщины, то в старину начинающееся после этих работ время отдыха и покоя старые хозяева называли молодым бабьим летом. Оно обыкновенно продолжалось до Ивана Постного, т. е. до 29 августа, и называлось малым, в отличие от старого — которое начиналось с Семенова дня (1 сентября).

И. П. Калинский

ГОСТИНЫЙ ДВОР, на Руси место в городах, где останавливались купцы, хранились их товары и велась торговля. В XVI — XVII вв. гостиный двор — прямоугольная площадь, обнесенная каменной или деревянной стеной крепостного типа с башнями на углах и над воротами. По внутренним сторонам стен устраивались двух-, трехэтажные торговые складские помещения. Обычно на гостином дворе находилась таможенная изба, где торговцы платили пошлины. До ликвидации в 1754 внутренней таможни торговля вне гостиного двора, во избежание утайки таможенных пошлин, запрещалась. Для иностранных купцов в Москве, Новгороде, Архангельске, Астрахани и др. городах существовали особые гостиные дворы с выборным самоуправлением. В XVIII в. гостиный двор теряет характер крепости. Площадь двора обстраивалась магазинами, выходящими на внутренние и внешние стороны. С наружной стороны его обносили аркадами (в Костроме, Владимире) или колоннадами (в Тамбове, Ярославле).

ГОСТОМЫСЛ (IX в.), легендарный новгородский старейшина, князь. В Новгородской четвертой, Софийской, Никоновской и ряде других летописей есть известие о приходе славян с Дуная к озеру Ильмерю (Ильменю), об основании ими Новгорода, в котором они посадили старейшину Гостомысла.

В Воскресенской летописи сообщается о приходе славян с Дуная к Ладожскому озеру, а оттуда к Ильменю, после чего они стали называться русью, поскольку поселились возле реки Русы, впадавшей в Ильмень. Они построили Новгород, где стал править старейшина Гостомысл.

Больше всего сведений о Гостомысле имеется в Иоакимовской летописи, дошедшей до нашего времени в изложении В. Н. Татищева. В ней говорится, что Гостомысл происходил из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру. Отцом Гостомысла был Буривой, воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный варягами из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Последний, придя в Великий град, захватил там власть, одних варягов перебил, других изгнал и отказался выплачивать дань захватчикам. Он заключил с ними мирное соглашение, после чего «бысть тишина по всей земли». Гостомысл построил возле моря город, назвав его в честь своего старшего сына Выбора.

Летопись характеризует Гостомысла как очень храброго человека и мудрого правителя. Соседи его боялись и посылали ему дары и дани, чтобы не воевал с ними, а собственные подданные глубоко уважали и чтили, поскольку он являлся великим правосудцем. Многие иноземные правители приходили морем и землею «вкусить его мудрости», видеть его суд, спросить у него совета.

Гостомысл имел четырех сыновей и трех дочерей. Одни сыновья его погибли на войне, другие умерли собственной смертью, а дочери вышли замуж за соседних князей. И некому было унаследовать власть, но однажды во сне он увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь Великий град и от плодов которого насытились все люди его земли. Гостомысл потребовал от волхвов-вещунов истолковать ему этот сон. Те заявили: сон означает, что Гостомыслу иметь наследниками сыновей Умилы, которые приведут к расцвету его землю. Пред смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и послал избранных людей «за море» — за своими внуками.

Таковы легенды о Гостомысле, изложенные русскими летописцами. Ни одна из них не проверяется с помощью достоверных источников, а потому невозможно ответить на вопрос, как они соотносятся с реальной действительностью.

О. М. Рапов

ГОСТЬ (от др.-рус.: «гостьба» — торговля), торговец, купец. 1) На Руси до XVI в. крупный купец, торговавший с др. городами или зарубежными странами. Гости Новгорода, Москвы, а также, по-видимому, Пскова, Твери и др. крупных городов объединялись в особые привилегированные корпорации. 2) Во 2-й пол. XVI — н. XVIII в. член высшей привилегированной корпорации купцов. Каждый гость имел от царя особую жалованную грамоту «на гостиное имя». Основными привилегиями гостей были: освобождение от тягловых повинностей, свободный проезд за границу для торговли, право приобретать вотчины, подсудность непосредственно царю. Иногда гости получали льготы в уплате пошлин. На Земских соборах гости были представлены тремя выборными людьми. Состав гостей формировался по выбору правительства из числа членов Гостиной сотни и Суконной сотни. В XVII в. в Русском государстве было 20 — 30 гостей. Они вели обширную торговлю внутри страны и за границей. Торговые обороты отдельных гостей достигали нескольких десятков тыс. руб. в год. Гости занимались также ростовщичеством, субсидировали более мелких торговцев, вкладывали деньги в недвижимое имущество (дома, земля), а некоторые (Н. А. Светешников, И. Д. Панкратьев, братья Гурьевы) заводили промышленные предприятия. Гости обязаны были выполнять поочередно тяжелые казенные поручения (обычно полтора года), гл. обр. финансовые. Гости возглавляли крупнейшие таможни (в Москве, Архангельске), собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, оценивали казенные меха в Сибирском приказе, торговали казенными товарами и т. д. В случае недобора в казну гости несли материальную ответственность. Среди гостей XVII в. своим богатством выделялись Г. Л. Никитников, Н. А. Светешников, Гурьевы, Шорины, братья В. Ф. и Г. Ф. Шустовы, А. и В. Федотовы-Гусельниковы, Усовы-Грудцыны, Босые. В 1720-е гости вместе с посадскими людьми были включены в одно городское торгово-промышленное купеческое сословие.