Слова, начинающиеся на БУ

БУГУРУСЛАН, город в Оренбургской обл. Расположен на южных склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, на р. Большой Кинель (бассейн Волги). Население 54,5 тыс. чел.

Основан как слобода в 1748 русскими крестьянами и ремесленниками, переселившимися в Заволжье. Город с 1781.

БУЖАНЕ, одно из древнерусских племен, предшествовавших созданию единой Руси. Упоминается в «Повести временных лет» при перечислении древнерусских племен, говоривших на славянском языке. Жило это племя по реке Буг (вероятно, Южный), откуда и пошло название.

БУЗУЛУК, город в Оренбургской обл. Расположен в Предуралье, на реках Самара, Бузулук и Домашка. Ж.-д. станция. Население 87 тыс. чел.

Основан в 1736 И. К. Кирилловым как Бузулуцкая крепость на р. Самаре, близ устья Бузулука. Позднее была перенесена на современное место, к устью р. Домашки. Город с 1781. После пожара 1785 крепостные сооружения не восстанавливались. Близ Бузулука находился Спасо-Преображенский мужской монастырь (основан в 1853), известный отливавшимися здесь колоколами.

БУЗУЛУК, река, левый приток Хопра, в Волгоградской обл. Длина 314 км. Берет начало в западной части Приволжской возвышенности. Течет в широкой долине. Средний расход воды в нижнем течении 13 куб. м/с, в половодье 1440 куб. м/с. Ледостав со 2-й половины ноября до начала апреля. В верховьях иногда пересыхает. Частично используется для орошения. В бассейне Бузулука — свыше 600 озер.

БУКОВИНА, историческая русская земля на юго-западе России. Свое название (впервые встречающееся в 1392) получила от массивов буковых лесов. Коренное население — русские племена тиверцев и уличей. В X — XI вв. в составе Руси. В XII — XIII вв. в составе Галицко-Волынского княжества. В XVI — XVIII вв. подпала под иго турок, а затем австрийских Габсбургов. В 1812 Хотинский уезд Буковины возвращен России. Остальная же часть (кроме области Сучава) была возвращена России в 1940.

БУЛАЦЕЛЬ Павел Федорович (1867-1919), русский юрист, писатель и общественный деятель. Член Русского собрания (с 1904), один из основателей Союза Русского народа, редактор православно-монархических газет «Русское знамя» (1906—07) и «Российский гражданин» (1914—16).

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (3/15.05.1891-10.03.1940), русский писатель, драматург. Яркий выразитель двойственности и обреченности русской творческой интеллигенции периода господства еврейских большевиков. В главном произведении — романе «Мастер и Маргарита», написанном в 1920-х, но так и не увидевшем свет при его жизни (напечатан только в 1966—67), Булгаков, опираясь на православные традиции, используя евангельские образы, создает удивительную по своей достоверности и конкретности картину борьбы Божественных и сатанинских начал, добра и зла, света и тьмы в современной России. Художественным языком он раскрывает перед читателем правду о сатанинской сущности еврейского большевизма, манипулирующего террором и соблазнами, чтобы подавить православную душу русского человека. Главный вывод романа — только Бог может спасти людей от наглого вторжения сатаны.

В повести «Собачье сердце» (1925, опубл. в 1987) Булгаков показывает невозможность построения нового мира на партийных началах и отрицании христианской культуры. Союз Швондеров — еврейских большевиков и Шариковых — деклассированных элементов, отбросов общества не имеет будущего, ведет к окончательному крушению России.

В романе «Белая гвардия» (1925–27), пьесах «Дни Турбиных» (пост. в 1926), «Бег» (1926-28; пост. в 1957) писатель прощается с Великой Россией, показывая историческую обреченность и белых, и красных, одинаковую чуждость их русскому народу.

О. П.

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (16.07.1871-13.07.1944), философ, богослов, экономист. Родился в г. Ливны Орловской губ. в семье священника. Окончив в 1896 юридический факультет Московского университета, уезжает в Германию, где занимается политэкономией. До 1906 занимает кафедру политической экономии в Киевском политехническом институте. Примыкает к марксистам. В 1903 выпускает книгу «От марксизма к идеализму», знаменовавшую отход Булгакова от экономического материализма и намечавшую сближение с Православной Церковью. Совместно с Н. А. Бердяевым издавал в 1905 журнал религиозно-философского направления «Вопросы жизни». С 1906 по 1918 профессор политэкономии Московского университета. В 1906 был избран депутатом во 2-ю Государственную думу. В 1909 в сборнике «Вехи» поместил статью «Героизм и подвижничество». Активно участвует в издании журнала «Путь». В 1918 Булгаков принимает священнический сан, а в 1919 переезжает в Крым, где преподает политэкономию и богословие. В 1923 был выслан за пределы СССР. Преподавал сначала в Праге, в 1924 переехал в Париж. Работал в Парижском богословском институте, был его деканом. Принимает активное участие в Русском христианском студенческом движении, регулярно печатается в журнале «Путь», издаваемом Н. А. Бердяевым. В 1927 выходит первая часть трилогии «Купина Неопалимая», в том же году появляется вторая часть — «Друг Жениха», в 1929 — третья — «Лестница Иакова». В 1933–45 выходит в свет вторая трилогия Булгакова: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945). Посмертно вышли книги «Апокалипсис Иоанна» (1948) и «Философия имени» (1953). Восприняв отВ. С. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии Премудрости Божией как предвечно сущей в Божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По представлению Булгакова, София имеет двойственный характер — одновременно небесный, Божественный и тварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего.

Ф. Р.

БУНИН Иван Алексеевич (10/22.10.1870-8.11.1953), русский писатель и переводчик. Из древнего дворянского рода. Получил хорошее домашнее образование (курс гимназии и курс университета проходил под руководством приглашенных преподавателей). Начал писать стихи с 7 лет. Первые выступления Бунина в печати были в 1888 (стихи «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий»). В 1889 Бунин переехал в Харьков к брату Юлию. Здесь он познакомился с народниками. В конце 1889 принял предложение издательницы Н. А. Семеновой о сотрудничестве в «Орловском вестнике» и переехал в Орел.

В 1891 вышла первая книга Бунина — «Стихотворения 1887-1891». С августа 1892 Бунин служил в городской управе Полтавы и сотрудничал в «Полтавских губернских ведомостях». В н. 1890-х Бунин был уже известным поэтом и прозаиком, публикуя стихи и рассказы в популярных в то время литературно-политических журналах: «Русское богатство», «Северный вестник», «Вестник Европы». В 1895 Бунин оставил службу в Полтаве, уехал в Петербург, затем в Москву, сблизился с К., Д. Бальмонтом В., Я. Брюсовым, Н., Н. Златовратским, А., П. Чеховым, Ф., К. Сологубом, а в 1896–97 — с В. Г. Короленко и А., И. Куприным. В 1896 вышел перевод Бунина поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», ставший большим событием в русской поэзии к. XIX в. В 1898-1900 Бунин в Одессе и Ялте входит в круг «Товарищества южных художников», знакомится с ведущими актерами Московского художественного театра, с С. В. Рахманиновым и А. П. Чеховым. Своеобразной данью символизму явился сборник стихов Бунина «Листопад», вышедший в начале 1901.

С начала 1900-х Бунин публиковал стихи и прозу в сборнике «Знание» (ред. М. Горький); в издательстве «Знание» в 1902—09 вышли 5 томов его первого собрания сочинений. В 1900—04 Бунин находился в Западной Европе (Германии, Франции, Италии). В 1907 совершил путешествие в Египет, Сирию, Палестину, зимой 1909 жил на о. Капри, где встречался с М. Горьким. В 1910 была опубликована большая повесть Бунина «Деревня», принесшая ему широкую известность. В 1912 Бунин был избран почетным членом Общества любителей Российской словесности, в 1912-14 принимал участие в «Книгоиздательстве писателей в Москве». В 1915 вышло Полное собрание сочинений Бунина в 6 томах. Вершиной творчества Бунина дореволюционной поры считаются его сборник «Иоанн Рыдалец. Рассказы и стихи 1912-1913», «Чаша жизни. Рассказы 1913-1914» (1915), «Господин из Сан-Франциско», «Произведения 1915-1916 гг.» (1916).

Первую мировую войну, а затем Февральскую революцию Бунин воспринял как предзнаменование страшного всероссийского крушения. Октябрьские события рассматривал как «кровавое безумие». В 1918—20 Бунин находился в Одессе, в январе 1920 уехал в Константинополь. Эмигрантская жизнь Бунина была связана главным образом с Францией, где им были написаны 10 новых книг прозы. В 1927—33 Бунин работал над самым крупным своим произведением — романом «Жизнь Арсеньева» (полностью издан в Нью-Йорке, 1952). В 1950 в Париже вышли «Воспоминания» Бунина. В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе — «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».

В. А. Федоров

БУРДЕНКО Николай Нилович (26.04/8.05.1876-11.11.1946), русский хирург, основоположник отечественной нейрохирургии. Выпускник, позднее профессор Юрьевского университета. В качестве врача принимал участие в Первой мировой войне, где проявил себя как крупный организатор медицинской службы русской армии. С 1937 — главный хирург-консультант Советской Армии. Организатор и первый президент Академии медицинских наук (с 1944).

Научная и организационная деятельность Бурденко охватывает ряд крупнейших разделов хирургии и смежных с ней областей: разработка вопросов патогенеза и лечения шока; изучение процессов в нервной системе при оперативном вмешательстве и острых травмах; исследование мозговых явлений при опухолях и травмах ЦНС; труды по военно-полевой хирургии.

БУРЛЯЕВ Николай Петрович (р. 3.08.1946), русский кинорежиссер, актер и общественный деятель. По окончании ВГИКа несколько лет совмещал работу в кино и театре. Уже первая, детская, роль — Иван в «Ивановом детстве» А. Тарковского (1962) — стала определяющей для амплуа актера и принесла ему признание в кинематографии. Бурляев снялся более чем в 20 фильмах, в т. ч. «Андрей Рублев», «Скупой рыцарь» (в «Маленьких трагедиях» Пушкина), «Военно-полевой роман», «Игрок» (по Достоевскому). Поставил по собственным сценариям фильмы «Ванька-Каин» (в альманахе «Пошехонская старина», 1977), «Лермонтов» (1986, сыграл главную роль), «Все впереди» (по роману В. И. Белова). Народный артист России.

Инициатор и генеральный директор Международных кинофестивалей славянских и православных фильмов «Золотой Витязь» (с 1992). Активно участвует в деятельности Славянского фонда письменности и культуры. Президент Международного Союза кинематографистов славянских и православных народов.

БУСЛАЕВ Федор Иванович (13.04.1818-31.07.1897), историк русского языка, издатель древних рукописей. Много внимания уделял исследованию русского фольклора, памятников древнерусской литературы. Одним из первых поставил вопрос о необходимости изучать произведения древнерусской литературы в тесной связи с изобразительным искусством, обращал внимание не только на содержание памятника, но и на его эстетическую ценность, подчеркивая неразрывное единство языка, поэзии и мифологии. Результаты исследований Буслаева обобщены в «Исторических очерках русской народной словесности и искусства» (СПб., 1861).

БУТЛЕРОВ Александр Михайлович (25.08.1828-5.08.1885), русский химик, создатель теории строения органических веществ (1861), основатель отечественной научной школы химиков. Ученик Н. Н. Зинина. Выпускник Казанского университета. Предсказал и объяснил изомерию многих органических соединений (1864). Открыл полимеризацию изобутилена. Синтезировал ряд органических соединений (уротропин, полимер формальдегид и др.). Труды по сельскому хозяйству и пчеловодству.

Высоко ценил Бутлерова Д. И. Менделеев: «Направление его ученых трудов не составляет продолжения или развития идей его предшественников, но принадлежит ему самому. В химии существует бутлеровская школа, бутлеровское направление».

БУТМИ Георгий Васильевич, бессарабский помещик, русский ученый-экономист, публицист и общественный деятель, входивший в круг единомышленников С. Ф. Шарапова. Один из первых в 1905 опубликовал «Сионские протоколы» со своими комментариями и добавлениями (впоследствии эта публикация выдержала несколько изданий).

Как экономист, активно выступал против финансовой политики С. Ю. Витте. В книге «Капиталы и долги» (1898) Бутми раскрывает сущность паразитического капитала, создавшего такой мировой хозяйственный порядок, который позволяет кучке банкиров управлять абсолютным большинством человечества. Бутми доказывает, что финансовые манипуляции с золотой валютой обогащают небольшую группу банкиров за счет остального человечества. Природные ресурсы страны переходят под власть международных банкиров, промышленность несет большие убытки. Экономические ресурсы страны автоматически перекачиваются в пользу западных владык, остановить которых может только твердая власть самодержавного государства.

О. Платонов

БУТУРЛИНО, поселок городского типа в Нижегородской обл. Расположен на р. Пьяна (приток Суры). Население 7,2 тыс. чел. Основан в 1552–56.

БУХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве архим. Феодор) (1824 — 2.04.1871), русский богослов, публицист, критик. Выпускником Московской Духовной академии постригся в монахи; по окончании (1846) преподавал в ней же. В 1862, после запрещения Синодом его многолетнего труда «Исследования Апокалипсиса» подал прошение о выходе из монашества. Лишен права служить в церкви. Умер в величайшей бедности. Бухарев был близок к Н. В. Гоголю в последние годы его жизни. Автор многих работ о Библии. Главным в христианстве считал очеловечение Бога-Сына, искупительной жертвой принявшего на себя все грехи человечества. Отсюда — идея соединения мирского с духовным, внесения православных начал в жизнь; акцент на личностно-гуманистических вопросах. Всякое подлинное знание и все виды человеческой деятельности (наука, искусство, коммерция, увеселения и пр.) богоугодны, поскольку в них может быть внесена Христова правда. Его основной идеей, как и у славянофилов, была идея оцерковления общества, или, выражаясь его языком, идея «богословия культуры». Он обличал безбожность современной светской цивилизации и самих христиан, ограничивающихся лишь скромной данью церкви и ее заветам, вместо того чтобы жить в Церкви, называл их «православными только по имени». Вызвал подозрения в неортодоксальности. Его идея оцерковления общества, «богословия культуры», была воспринята синодальными властями как ренегатство. С. А. Левицкий отмечает, что Бухарев, по существу, оказался впереди своего времени и его идеи были высказаны слишком рано, чтобы найти сочувственный отклик. Интересна параллель между Бухаревым и славянофилами, отчасти с Вл. Соловьевым. Славянофилы и Соловьев шли от светской культуры и философии к религии, подводя к ее порогу. Бухарев, наоборот, исходил от христианства, точнее от Православия, с тем чтобы осветить его светом светскую культуру.

В н. XX в. подозрение в неортодоксальности было с Бухарева снято. В официальном Богословском православном словаре он назван выдающимся богословом.

БУЧАЧ, город в западнорусских землях на р. Стрыпе (бассейн Днестра). Известен с 1397. В XVI-XVII вв. важный укрепленный пункт для защиты Восточной Галиции от татар и турок. Неоднократно оккупирован Польшей и Австрией. С 1939 в составе России.

БУЯН, в русских преданиях, сказках и заговорах таинственный, волшебный остров, расположенный далеко за морем. По преданиям Голубиной книги, именно на этом острове находится центр (пуп) земли, растет мировое дерево и лежит Алатырь-камень.